среда, 18 августа 2010 г.

Экспедиция Ладога. Водопады Карелии

Карелия известна не только своими озерами, но и многочисленными водопадами, образованными где естественным путем, а где и после вмешательства человека. Некоторые водопады и водопадами не назовешь, скорее это водоскаты, но все равно очень и очень любопытно. В ходе поездки нам удалось побывать на 14 различных водопадах и в этом посте я постараюсь рассказать обо всех этих водопадах, путей подъезда к ним и прочих мелочах. Некоторые водопады найти очень легко, они находятся совсем рядом с дорогой, до некоторых же нужно было добираться по дорогам не балующим своим качеством. Местами приходилось брать небольшие бродики и деревянные мостики, местами ехать по каменистой дороге, а иногда приходилось карабкаться в гору, а потом спускаться с нее. Но обо все по порядку.
Первым водопадом, который мы посетили был водопад нижняя Койриноя, или как его еще называют Земляничный водопад. Его найти очень просто… В восьми киломентрах от Питкяранты, недоезжая Койринои будет левый поворот возле автобусной остановки. Проехав метров сто можно увидеть вытоптанную тропинку, по которой вы попадете к этому водопаду. 

Здесь же был взят и первый тайник в Карелии. Вообще на этот водопад мы заехали в ходе переезда от одного места стоянки до другого.
Следующим водопадом, который мы посетили был самый высокий водопад в Карелии - Белые Столбы (Юканкоски), высота падения воды здесь составляет порядка 15 метров.
Но вот чтобы добраться до него, стоит постараться. Вполне приличная грунтовка, через некоторое время превращается в разбитую лесную дорогу с обилием камней и очень непростым рельефом. Тем не менее вся эта дорога стоит того, чтобы увидеть всю красоту данного водопада.
 Двигаемся дальше... и следующий водопад - это водопадик "9 мая". Его найти тоже не составит труда, двигаясь по дороге в сторону Сортовалы недалеко от Импилахти будет правый отворот и метров через 200 можно увидеть площадку и услышать сам водопад. 
3-4 метровый, почти вертикальный, водоспуск на реке Хихнийоки в «финское время» был «украшен» плотиной, от которой остались только опоры. Название «9 мая» - это то, как назвали его несколько опрошенных местных жителей. Очевидно, что исконное название другое, но это уже закрепилось.
Почти сто лет назад, в 1903 году, на берегу реки Янисйоки акционерным обществом "Вяртсиля" в Ляскеля был пущен цех по переработке дерева, а в 1905 году - бумажный завод. Тогда же появилась первая ГЭС, давшая начало местной индустрии. Затем была лесопилка, постепенно переросшая в целлюлозное производство. Война, разруха... 
 
В 1946 году производство было восстановлено. В те годы завод выпускал до семи различных видов бумаги: упаковочную, билетную, фруктовую, обои... Собственно, тогда, в 46-м, и была произведена последняя в истории завода Ляскеля реконструкция. Но интересен нам не завод, хотя Акционерное общество Ляскеля являлось крупнейшим в Карелии производителем бумаги (переживающий сейчас далеко не лучшие дни). Интересен водосброс - крутопадающая каскадная плита сложной структуры. 
Из под плотины, по которой проходит автомобильный мост вода вырывается с ревом и несется метров 300 до разлива. На правом берегу здание ГЭС, левый - природный скальник. И между ними несется вода с бешеной скоростью и грохотом. Мощь ужасающая. Словами не описать, смотрите фото. А ведь по этому водосбросу народ даже сплавляется на рафтах!
Следующий водопад был в Харлу, поселоке в Питкярантском районе Приладожья. Расположен на р. Янисйоки. Всеми брошенный на произвол судьбы городок когда то являлся ключевой фигурой в производстве целлюлозы Карелии. Именно отсюда готовое сырье везли на завод в Ляскеля для производства бумаги. Затем завод стал хиреть и вовсе остановился. Сейчас бывший завод представляет собой сильное зрелище. Производственные помещения с дырами в стенах, как будто обстрелянные из танка, обрушившиеся, местами, перекрытия. Кучи неизвестного происхождения и содержания. А так же плодоносящая кругом крупная малина. 
Так же как и в Ляскеля энергия завода добывалась на построенной тут же ГЭС , которая до сих пор находится в удовлетворительном состоянии, разве что энергию не получает.
 Проехав дальше вверх по дороге можно найти еще одну дамбу. Недалеко от Хямекоски идет реставрация плотины, которую строили еще финны. Поток воды в этом месте оказался слабым и водопада как такового не оказалось. Тем не менее место достаточно интересное и любопытное.
Следующей точкой в нашем путешествии был водопад недалеко от Мраморного озера, мы туда как раз успели съездить, пока ждали заказанные лодки. Водопад Римякоски с 7ми метровым сливом, находится по правую сторону если ехать из Рускеалы в Сортовалу недалеко от трех водопадов "А зори здесь тихии" о них впрочем будет написано ниже. Съезд находится легко, по красным флажкам, а дальше уже пешком по тем же самым флажкам.
На этом водопаде, высота которого составляет семь метров,  неплохо сохранились останки финской ГЭС.
Если ехать в сторону поселка Рускеала, то справа от дороги будет удобная площадка для стоянки и пикника. С площадки открывается прекрасный вид на 2 небольших водопада, огибающих небольшой мыс, на котором стоит странная избушка о двух стенах. 
Судя по всему, здесь снимали какое-то кино, да и оставили декорацию на потеху отдыхающим. Местные жители утверждают, что именно здесь снимались эпизоды фильма "А зори здесь тихие", но, естественно, эта избушка от более поздних съемок. Если подняться к этой избушке, то становится виден еще один совсем небольшой, но очень красивый водопадик, находящийся выше первых двух.
В этот день это был наш последний водопад, а на следующий отправились мы покорять следующие интересные места. В начале была дорога к порогу на реке Ууксу. Попасть туда просто. После Питкяратны по дороге к Ууксу будет левый поворот хорошо накатанной грейдерной дороги, которая ведет до места, которое местные жители называют таможня. Перед этой самой таможней будет поворот направо в лес, вот по этой лесной дороге в ходе которой нами были пройдены километры грейдера с шатким деревянным мостиком и можно добраться до порога
Небольшой, но очень неприятной лужицей...
И наконец-то сам порог, который образовался на месте взорванной гидроэлектростанции.
В «финское время», до 1939 года, ГЭС снабжала окрестные хутора электричеством, но после победы в русско-финской войне, в 1944 году, большевики частично разрушили всю инфраструктуру того региона, чтобы «не повадно было возвращаться».
Не могли мы не заехать и на Тулемайокскую ГЭС, которая также была построена финнами. Чтобы добраться до ГЭС, надо выехать из Салми на север, мимо церкви по грейдеру, идущему вдоль западного берега Тулемайоки. В 4 км от автодороги А-130 вправо уйдет отворотка. По ней надо проехать еще 1,5 километра до ГЭС. Машинный зал закрыт на замок, но можно прогуляться к плотине и посмотреть с ее верха на обезвоженный порог Пиени-Юкакоски.
После этой ГЭС поехали мы купаться на Ладогу и дальше в Ленинградскую область с целью посетить Александро-Свирского монастыря, но об этом расскажу в другом посте... Так что оставшиеся два водопада мы посещали уже ночью. Один из них находился прямо в деревне Коринойя, носящий название Верхняя Коринойя. Подъезд к нему идет через деревню, если ехать в сторону Питкяранты, то где-то в середине деревни повернуть направо и метров через пятьсот по правую руку будет и сам водопад.
И последний водопад, недалеко от Белых Мостов, но с не очень хорошим подъездом. Съехав с дороги соединяющей Сортовалу и Пряжу и проехав километра полтора нужно уйти левее, в то время как к Белым Мостам нужно ехать правее. И вот километров семь по ужасному грейдеру в сторону Леппясюрья вдоль озера Андронино, проехав эти семь километров вправо будет уходить дорога для лесовозов, которая ведет как раз к самому озеру. А дальше по указателю 200 м до водопада. Вот только эти 200 метров оказываются все 500 и вначале нужно карабкаться вверх, а уже потом вниз, чтобы увидеть всю красоту водопада. К сожалению было уже очень поздно часа два ночи, поэтому фотография получилась так себе, тем не мене выкладываю и её.
Вот и закончился мой рассказ про водопады, посещенные в ходе поездки в Карелию. Если кто хочет узнать более детально как подъехать в то или иное место то у меня сохранились все треки поездки и я с удовольствием ими поделюсь. 

1 комментарий: