четверг, 19 августа 2010 г.

Экспедиция Ладога. Сортавала.

Сортавала - это один из двух Карельских городов, которому мне захотелось посвятить отдельный пост. Ехали мы в него специально, чтобы посмотреть архитектуру города, ведь недаром его называют «архитектурной энциклопедией европейского зодчества».  Сортавала - уникальный город по своей истории, архитектуре, географическому положению, по административному устройству. Город имеет три даты рождения, три названия, пережил три полных смены населения и принадлежал в разное время трем государствам. Название города, как впрочем и другие карело-финские названия, произносится с ударением на первый слог - Сортавала, и не склоняется. Хотя можно довольно часто услышать "в Сортавале" или "в Сортавалу".
На протяжении своей истории Сортавала в силу удобного географического положения являлась, прежде всего, административным центром. В 20-30-е годы XX века, когда город находился в составе Финляндии, Сортавала, бурно развивавшаяся в то время, не приобрела промышленного значения, но по праву считалась финансовым, туристическим и культурным центром. Хотя и в экономическом отношении Сортавальская земля сыграла в истории примечательную роль, в первую очередь благодаря добыче строительного и декоративного камня. 
Несмотря на административное подчинение республиканской столице Петрозаводску, центром притяжения для Сортавалы всегда был Санкт-Петербург/Ленинград. Так сложилось исторически и географически. Город стал быстро развиваться в XX веке во многом благодаря активным торговым связям с Петербургом. Богатая история породила совершенно неповторимый архитектурный облик Сортавала, и не случайно ей в 1990 году был присвоен статус «Исторический город». Ученые насчитывают здесь 165 памятников деревянной архитектуры, 17 исторических, 8 археологических и 2 культурных памятника.  
В Сортавала можно познакомиться с различными архитектурными стилями - западноевропейским модерном, классицизмом, неоклассицизмом, национальным романтизмом, неоготикой, функционализмом, конструктивизмом. Кроме того, сохранилось большое количество деревянных зданий постройки середины XIX века, как правило, в стиле ампир. В начале ХХ века Финляндия стала одним из лидеров мировой архитектуры. И вела за собой Россию - ведь от Хельсинки до Петербурга рукой подать. Влияние северного модерна очень заметно в архитектуре Петроградской стороны, особенно на Каменном острове.
  
Генеральный план города Сортавала был основан на принципах архитектуры классицизма с его регулярным началом и учитывал исторические моменты и природные особенности местности. Этот план предусматривал сохранение уже сложившейся планировочной структуры. Идущая параллельно и перпендикулярно заливу новая и старая уличные сетки наложились друг на друга. Там, где они совместились, развёрнутые относительно друг друга под углом в 45 градусов, образовалась уникальная система трёх треугольных площадей. Каменное строительство началось в деревянной Сортавала как раз на стыке столетий - в конце XIX - первой трети XX веков. Город заказывал проекты у лучших архитекторов Финляндии. 
Вот как поэтически пишет об архитектуре Сортавала Юрий Линник (цитаты из его "Сортавальских этюдов" выделены курсивом):  Люблю сортавальскую неоготику. В этом стиле Я. Аренберг здесь построил два великолепных здания - мужской лицей /1901/ и женскую гимназию /1909/. Для меня эти здания - как готические органы. Дуэт органов! Архитектура Я.Аренберга отзывается во мне музыкой. Эта синестезия закономерна. Кого играют? Конечно, великого лютеранина И.Баха. Не теряя своего лица, финны сумели органично вписаться в немецкое, протестантское. Зодчество Я.Аренберга напоминает нам о культурном выборе Финляндии. Мастер тонко чувствует ритм. Фасады его зданий могут быть ассоциированы ещё и с поэтическими строфами: тут всё играет отточенными пластическими рифмами, всё строится на повторах, рефренах. Поклонник готической арки, Я.Аренберг разнообразно варьирует её, создаёт эффект контрапункта. Ряды окон у него - или аркатурные пояса: они похожи на клавиатуру, по которой уверенно пробегает рука мастера
В начале XX века город активно растет и развивается. Активная культурная жизнь (песенные и музыкальные летние фестивали, рост числа школ, гимназий, народных училищ) и деловая жизнь города нашли отражение и в архитектуре. Идет строительство жилых каменных и деревянных домов, вырастают корпуса окружной больницы сестер милосердия, застраиваются кварталы в Кюмёля, в торговой части города и восточнее от него. Самым выдающимся памятником архитектуры этого времени является известный дом Леандера или здание Народного Акционерного Банка.
Дом Леандера(1905) типичен для северного модерна. Стены тут словно тяготятся своей плоскостью - они норовят вырваться в третье измерение, вспучиваясь разнообразными эркерами. Два из них имеют ступенчатые основания. Под третьим мы видим прямоугольную базу с вырезами. Резалиты выступают вперёд умеренно - однако в их выступании чувствуется сила. Объёмы для зрелого мастера - как тугие мыщцы: он играет ими, обнаруживая энергетику пространства. Оно подняло мятеж против своей изотропии - захотело стать живым, разнородным. Полифония объёмов! Она характерна для модерна в целом.  
Главная площадь Сортавалы имеет треугольную конфигурацию. В одном из её углов дом Леандера встречается с домом Сийтонена. Диалог двух зданий, построенных в стиле модерн, поучителен и эвристичен. Архитектор П.Уотила выполнил заказ купца К.Сийтонена в 1907 г. Соседство с постройкой Э.Сааринена ко многому обязывало менее известного мастера. Самоочевидно для каждого: оба дома находятся в одном стилевом поле. Их унисон прекрасен. Замечательно, что П.Уотила вовсе не хочет конкурировать с Э.Саариненым - соревновательное начало здесь начисто отсутствует. Имеет место не спор, а тонкая дополнительность, выявляющая свободу обеих сторон, их творческую суверенность. П.Уотила стоял перед двумя соблазнами: или подладиться под Э.Сааринена - или попытаться встать над ним. Зодчий счастливо избежал обеих искусов. Он предпочёл спокойное и достойное общение на равных со своим старшим товарищем. Право, соседство этих домов - как сколок с финского социума: здоровый индивидуализм здесь гармонично уживается с инерцией общинных отношений - не гасит её.
В десятые годы в Сортавала активно строил Уно Улберг, главный архитектор Выборга. 1913-1915 годы были наиболее плодотворными в его жизни. Именно в это время по проектам У.В. Улберга в городе Сортавала было построено три уникальных здания - Объединенный Банк Северных Стран, Торговый дом фирмы «Юхтион Раутта» и Финляндский Банк, придавших городу особый колорит и привлекательность. 
Здание Объединенного Банка У. В. Улберг выполнил в стиле финского национального романтизма со всеми присущими этому стилю чертами. Со стороны «главного фасада», выходящего на улицу Карельскую, благодаря расположенным на флангах двумя четырехгранными эркерами в форме полубашенок, завершенными шатрами и применением в облицовке цокольного этажа гранита серой окраски, эта постройка напоминает средневековый замок. Главный вход в здание, расположенный на его левом фланге, напоминает арочные галереи средневековых ратуш. По бокам входа под арку установлены два больших четырехгранных столба, вытесанных из сердобольского гранита с острова Риеккалансаари. Один из них исполняет роль колонны, другой - пилястры. 
 И последняя цитата - о деревянной Сортавала. Когда-то вся улица Карельская была застроена деревянными домами.  Деревянная Сортавала - особый мир. Она придает городу теплоту, уют и романтичность, близка к архетипу дома в понимании Башляр, писавшего, что «в Париже нет домов». Построенный старательно и с любовью, этот «жилфонд» сохранил «космичность» сельского дома. Отношения жилища и пространства сохраняют здесь естественность и включены в природу. Тепло, излучаемое деревянными домами - не только метафора. В большинстве из них были кафельные печи - скрытое от глаз путешественника сокровище города. По мнению исследователя деревянной архитектуры Сортавалы В. Р. Рывкина, многие их них уникальны, представляют особую художественную ценность. Им часто отводилась ведущая роль в интерьере. Особенно выразительны цветные изразцовые печи с плоскостным и рельефным орнаментом на изразцах.  Пространство деревянных зданий неразрывно связано с окружающими их дворами, часто имеющими садик. Неизменный атрибут двориков - сушащееся свежевыстиранное белье. Деревянные кварталы - это единый комплекс с неповторимой аурой. Несмотря на предпринимаемые усилия по его сохранению, он стремительно исчезает.
 
На этом я закончу рассказ об удивительном городе Сортавала. При подготовке к посту использовал материалы из замечательного описания к тайнику Архитектурная Сортавала. 

1 комментарий: